Закрыть
satelits-sp49 satelits-bmp045 satelits-marymax satelits-b10m satelits-bts150
www.sp-49d.ru www.bmp-045.ru www.marymax.su www.utz.su www.bts-150.ru
Сателлиты
LiveZilla Live Help
  • Сваебойные копры
  • Дизель молототы
  • Буровые установки
  • Шнеки буровые
  • Буровые головки
  • Сваевдавливающие установки
  • Вибропогружатели
  • Наголовники свайные

Статьи

Исследование напряженно деформированного состояния элементов конструкции сваебойного трубчатого дизель-молота

Октябрь 16, 2009 год
Будилов И.Н., Лукащук Ю.В., УГАТУ Белов Г. В, ЗАО «КАДФЕМ Си-Ай-Эс»
В статье приводятся результаты исследования напряженно-деформированного состояния элементов конструкции сваебойного трубчатого дизель-молота в процессе забивания сваи в грунт. Исследование выполнено методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA.

Введение

Необходимость повышения производительности и эффективности всех видов строительных работ отражается и на требованиях к сваебойным молотам. Дизель-молоты предназначены для забивки в грунт свай массой 1.2–10 т при температуре окружающей среды от –40 °С до +40 °С. Однако возможности дальнейшего повышения эффективности молота путем увеличения энергии удара для молота с регламентированной массой ударной части практически исчерпаны. Далнейшее повышение энергии удара возможно путем увеличения скорости ударной части в момент удара (что ограничивается прочностью забиваемой сваи) или путем увеличения высоты подскока ударной части (что приводит к снижению частоты ударов). Эти ограничения и предопределяют основное направление повышения эффективности сваебойных работ — повышение единичной мощности сваебойного молота. Единичная мощность дизель-молота может быть повышена двумя способами — увеличением массы ударной части и повышением частоты ударов.
Трубчатые дизель-молоты с ударным распыливанием топлива и со свободным падением ударной части широко при меняются во всем мире. Молоты этого типа обеспечивают совокупное воздействие на сваю удара и силы от взрыва топлива в камере сгорания, что существенно увеличивает эффективность сваебойных работ.
Целью данной работы является проведение анализа прочностной надежности элементов конструкции трубчатого дизель-молота при динамическом нагружении.

Описание объекта моделирования

В трубчатом молоте основной рабочей частью является поршень, который движется в трубе-цилиндре и ударяет по шаботу, закрывающему цилиндр снизу. Шабот передает удар поршня на сваю и является наиболее нагруженной деталью, работающей при значительной температуре. При ударе поршня о шабот топливо распыляется в камере сгорания, а затем воспламеняется от высокого давления смеси. Образующаяся при взрыве энергия отбрасывает поршень вновь вверх.
Благодаря распылению топлива ударом дизель-молоты обладают большой ударной силой, за счет чего на вбиваемый материал действуют три вида энергии: компрессия, удар и взрыв, которые соединяются в эффективную общую
энергию.
Благодаря энергии компрессии ударная часть и наголовник прижимаются к верхней части сваи. Следующий за этим удар направлен на вбиваемый материал, а ударная энергия и вслед за этим действующая энергия взрыва вгоняют сваю.
На рис.1 представлен внешний вид трубчатого дизель-молота, а на рис. 2 — составляющие его части: верхний поршень, шабот, наголовник и свая.

Общая характеристика расчетной модели

Основные уравнения расчетной модели, предназначенной для описания процесса ударного взаимодействия деформируемых тел, базируются на математическом аппарате механики сплошной среды (МСС). Полная система дифференциальных уравнений МСС, описывающих нестационарный процесс нагружения, применительно к рассматриваемой задаче имеет вид:
где t — текущее время, ρ — плотность среды, vi — компоненты вектора массовых скоростей, Fi — компоненты вектора массовых сил, σji — компоненты тензора напряжений, εij, εij — компоненты тензоров деформаций и скоростей деформаций, qi — вектор тепловых потоков, ui — перемещения, T — температура.
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
Рис. 1. Сваебойный дизель-молот
Рис. 2. Элементы трубчатого молота:
1 - поршень; 2 - шабот; 3 - наголовник;
4 - свая
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
Рис. 3. Зависимость предела сдвиговой прочности от давления
Рис. 4. Сечение предельных поверхностей,
Кулона-Мора и её различных аппроксимаций
Система исходных уравнений в обязательном порядке включает основные общие для всех сплошных сред дифференциальные уравнения механики, выражающие фундаментальные законы сохранения массы (1), импульса (2), энергии (3), а также общие для всех сред кинематические соотношения (4) и (5) и геометрические соотношения (6), связывающие деформационные перемещения с относительными деформациями. Индивидуальные особенности рассматриваемой среды в отношении оказания сопротивления деформированию учитываются физическими соотношениями (7), включаемыми в систему исходных уравнений согласно выбранной модели сплошной среды. Система должна также быть дополнена начальными и граничными условиями, соответствующими постановке конкретной задачи.
В общем виде, применительно к условиям поставленной задачи, решение системы уравнений аналитическими методами не представляется возможным. Решение задачи в данной постановке возможно только численными методами [1].
С этой целью применен вычислительный комплекс ANSYS LS-DYNA.
Модель среды конкретизирует общую формулировку физических соотношений σijijijij,E), замыкающих систему уравнений МСС. Используемые в конечно-элементной вычислительной методике модели деформирования различных сред основаны на выделении из тензоров деформаций и напряжений отдельных компонентов — шарового тензора и тензора девиатора, отвечающих, соответственно, за изменение объема и формы: σij=–p+Dσij. В итоге определяющими соотношениями модели будут две независимых составляющих: уравнение состояния (УРС) — зависимость, связывающая три величины — давление, плотность и удельную внутреннюю энергию (или температуру), p=p(ρ,E) как мера объемной сжимаемости и термических эффектов, и зависимость девиаторных компонентов тензора напряжений от девиаторных компонентов тензоров деформаций и скоростей деформаций Dσ=Dσ(Dε,Dε.) как мера формоизменения.
Соотношения для компонентов девиатора тензора напряжений определяются композицией закона пластического течения Прандтля- Рейсса при пластическом деформировании и закона Гука для нагрузок, не превышающих предел пластического течения. Уравнения Прандля-Рейсса формируются следующим образом:
где G — модуль сдвига, λ — скалярный множитель, определяемый удельной мощностью пластических деформаций, σт — предел текучести, ε(p)ij - компоненты тензора скоростей
пластических деформаций. В данной численной реализации скалярный множитель явным образом не вычисляется, а применяется эквивалентная процедура приведения вектора полных напряжений в пространстве напряжений в «круг текучести». Отдельную задачу представляет моделирование грунта [2].
Грунт представляет собой дисперсную среду — смесь минеральных частиц, воды и воздуха. Минеральные частицы образуют пористый скелет, поры которого заполнены водой и воздухом. Основными механическими свойствами грунтовых сред, которые необходимо учитывать при математическом моделировании компрессионного воздействия на грунтовые массивы, являются наличие внутреннего трения, необратимость объемных и сдвиговых деформаций, пластическое течение и разрушение скелета грунта. В работе используется модель упругопластической сжимаемой среды, учитывающая нелинейные процессы сдвигового и объемного деформирования.
Критерий пластичности Мизеса в самом общем случае для грунтов при наличие внутреннего трения имеет вид:
где Y — динамический предел текучести. Среда, подчиненная такому закону может находиться в двух состояниях — упругом и пластическом. Наличие внутреннего трения у грунтов обуславливает то, что предел текучести Y не постоянен и зависит от давления. Эффекты дилатансии — появление объемных деформаций в условиях чистого сдвига — в модели не учитываются.
В основе большинства критериев сдвиговой прочности грунтов лежит комбинация закона сухого трения Кулона, т.е. зависимости максимальных сдвиговых напряжений от давления, а также классических теорий прочности Мизеса и Треска. Критерии пластичности, при котором упруго-пластическая среда переходит из упругого состояния в пластическое, выбирается критерий, предложенный в работах [3], [4], [6]. Предел сдвиговой прочности для грунтов является функцией давления и определяется зависимостью:
где Y0 — сцепление грунта, т.е. прочность при нулевом давлении, Ypl — предельное значение сдвиговой прочности, μ — коэффициент трения.
Параметры Y0, μ могут быть пересчитаны по методикам, изложенным в [3], на основании нормативных значений прочностных характеристик грунтов — сцепления Сn и угла внутреннего трения φn, входящими в линейное уравнение закона Кулона-Мора:
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
Рис. 5. Схема расчётной модели испытаний (а);
профиль прилагаемой нагрузки (б)
Рис. 6. Поле эквивалентных напряжений в грунте при
расчётном моделировании штамповых испытаний
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
Рис. 7. Твердотельная модель трубчатого молота
Рис. 8. Деформированное состояние при внедрении
сваи в грунт
где τn — касательное напряжение, σn — нормальное напряжение. Механические характеристики Сn и φn определяются по результатам лабораторных испытаний грунтов на приборах одно- и многоплоскостного среза или в стабилометрах [3].
Поверхность текучести, построенная по уравнению (10) и поверхность, построенная по линейному уравнению Кулона-Мора (11), различны по форме и представляют собой в первом случае гладкую поверхность плавного сопряжения конуса и цилиндра, а во втором — шестигранную призму. Поэтому пересчет констант может быть выполнен лишь приближенно, так как между этими двумя поверхностями существует бесконечное множество аппроксимаций. Для упрощения принимая, что предел сдвиговой прочности Ypl в уравнении (10) бесконечно большой, тогда оно принимает вид закона Мизеса-Шлехтера:
Предлагается вариант аппроксимации, по- казанный на рис. 4 пунктирной линией. В этом случае формулы для пересчета коэффициентов уравнения (10) по нормативным коэффициентам имеют вид:
Для ориентировочного получения значений предельной сдвиговой прочности может быть использована эмпирическая зависимость[3]
где W — весовая влажность в долях единицы.
Модуль сдвига G для грунтов в общем случае меняется в процессе деформирования. Однако отсутствие достоверных экспериментальных данных для выбранных типов грунтов затрудняет использование сложных моделей. В расчетах модуль сдвига принимался постоянным и вычислялся по рекомендуемым нормативным значениям [2] модуля деформации E и коэффициенту Пуассона ν. При отсутствии прямых данных, для большинства песчаных грунтов и суглинков коэффициент Пуассона может быть вычислен через коэффициент пористости e0 по эмпирической зависимости [3]:
На рис. 5. приведены схема расчетной модели испытаний и профиль прилагаемой нагрузки.
На рис. 6. показаны поля эквивалентных напряжений в грунте при расчетном моделировании штамповых испытаний.

Результаты расчетов

В данной задаче геометрия взаимодействующих деталей (см. рис. 2) приближена к конструкции трубчатого молота. Главной особенностью является наличие грунта.
Модель была подготавлена в ANSYS Design Modeler — удалялись лишние фаски и мелкие поверхности, по возможности объемы разбивались на простые шестигранники. Далее модель по частям передавалась в Prep 7, где создавалась сетка и записывались к-файлы для ANSYS LS-DYNA. Полная модель собиралась и корректировалась в препроцессоре LS-PREPOST 2.1.
На рис. 7 показана твердотельная модель трубчатого молота.
При моделировании используется свойство симметрии. Грунт по границам закреплен жестко.
В расчете для всех частей использовался автоконтакт по типу поверхность — поверхность.
В качестве начальных условий было принято свободное падение поршня в поле тяжести с высоты два метра.
В данной модели материал сваи моделировался более адекватно: железобетон — бетон марки 350+стальная арматура диаметром 14 мм. Арматура и бетон сшиты общими узлами.
В качестве материала грунта был выбран плотный суглинок (модель с необратимой сжимаемостью, поверхность текучести совпадает с материалом 16 из базы данных ANSYS LS DYNA).
Из-за сложной геометрии используемых деталей и, как следствие, различных размеров конечных элементов, применяется масштабирование масс для исключения влияния сильно вырожденных элементов при минимальном шаге по времени 0,14 мкс, что приводит к значительному увеличению времени счета.
На рис. 8. показано деформированное состояние при внедрении сваи в грунт за один удар. Также получено распределение интенсивности напряжений в металлических частях модели (рис. 9).
Ниже приведены результаты анализа динамических напряжений в элементах конструкции трубчатого дизель-молота в условиях динамического нагружения. При анализе динамических напряжений трубчатого дизель-молота моделировался удар поршня по шаботу.
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
Рис. 9. Распределение интенсивности напряжений
в металлических частях модели, Па
Рис. 10. Общая картина распределения интенсивности
напряжений в конструкции трубчатого дизель-молота, Па
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
Рис. 11. Распределение интенсивности
напряжений в шаботе
Рис. 12. Распределение интенсивности напряжений
в шаботе в случае удара со смещением

На рис. 10 показана общая картина распределения интенсивности напряжений в конструкции при ударе без смещения. Видно, что общий уровень напряжений не превышает 136 МПа.
Кроме того, получено распределение интенсивности напряжений в шаботе (рис. 11). Четко видна зона концентрации напряжений в месте контакта.
В реальных условиях эксплуатации удар происходит со смещением. Поэтому также рассматривался в качестве основного случая нагружения удар шабота по наголовнику со смещением от оси на 10 мм. На рис. 12 показано распределение интенсивности напряжений в случае удара со смещением.
Установлено, что смещение цилиндра относительно оси приводит к изменению места расположения максимума напряжения и увеличивает его абсолютное значение.
Одним из наиболее нагруженных элементов конструкции является наголовник. На рис. 13 показано распределение интенсивности напряжений наголовника в разные моменты времени. Максимальные напряжения составляют 200 МПа. Положение максимума напряжений меняется во времени.
Во всех наголовниках наличие ребер, коробчатой формы приводит к концентрации напряжений в углах и на ребрах с большим перепадом напряжений, что способствует образованию трещин в условиях повторного ударного нагружения. Результаты показывают, что с увеличением размера наголовника отмечается увеличение максимального уровня интенсивности напряжений.

Заключение

Разработан алгоритм и опробована методика расчета ударного взаимодействия деформируемых твердых тел на примере трубчатого дизель-молота с использованием программного комплекса ANSYS LS-DYNA.
Показана принципиальная возможность моделирования процессов динамического нагружения, связанных с ударным характером приложения нагрузки, что характерно для работы трубчатых дизель-молотов.
Разработана конечно-элементная модель, позволяющая анализировать изменение параметров напряженно-деформированного состояния всех элементов конструкции по времени с учетом волнового характера нагружения и особенностей свойств материалов сваи и грунта.
Смоделировано проникновение сваи в грунт в зависимости от его свойств.
Определены уровни максимальных напряжений в элементах конструкции трубчатого дизель-молота. При этом отмечается высокая неоднородность поля напряжений в основании поршня и в наголовниках. Выявлены зоны концентрации напряжений (при прохождении волны), в которых возникает повышенный уровень напряжений. Результаты проведенных расчетов позволили выработать практические рекомендации по модернизации конструкции с целью увеличения ее прочностной надежности.
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
исследование методом компьютерного моделирования с использованием программно-вычислительного комплекса ANSYS LS-DYNA
Рис. 13. Распределение интенсивности напряжений наголовника в различные
моменты времени

Скачать статью в формате PDF (453 КБ)

Литература

  1. Численные методны в задачах физики взрыва и удара: Учебник для втузов./ А. В. Бабкин, В. И. Колпаков, В. Н. Охотин, В. В, Селиванов. - М. Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 516 с.
  2. ГОСТ 12248-96. Грунты. Методы лабораторного определения прочности и деформируемости. 1996.
  3. Дроговейко И. З. Разрушение мёрзлых грунтов взрывом. М., Недра, 1981. — 243 с.
  4. ГОСТ 20276-99. Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости. 1999.
  5. ГОСТ 19912–2001. Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием. 2001.
  6. Уилкинс М. Л. Расчёт упруго-пластических течений. В сб. Новое в зарубежной механике. 1967.
  7. LS-DYNA Keyword user’s manual. July 2006. Version 971. — Livermore Software Technology Corporation, 2006.
  1. LS-DYNA Theoretical manual. November 2005. Compiled by John O. Hallquist, Livermore Software Technology Corporation, 2005.
  2. Баженов В.Г., Котов В.Л., Крылов С.В. и др. Экспериментально-теоретический анализ нестационарных процессов взаимодействия деформируемых ударников с грунтовой средой. // ПМТФ. 2001. Т. 42, №6. С. 190 — 197.
  3. Седов Л.И. Механика сплошной среды: В 2 т. М.: Наука, 1973. Т.1. 536 с.
  4. Бабкин А.В., Селиванов В.В. Прикладная механика сплошных сред: В 3 т. Т. 1. Основы механики сплошных сред/ Под ред. В.В. Селиванова. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. — 368 с.
  5. Д. Друккер, В. Прагер. Механика грунтов и пластический анализ или предельное проектирование. В сб. Определяющие законы механики грунтов. — Под ред. В.Н. Николаевского. М.: «Мир», 1975.
  6. Рахматулин Х. А., Сагомонян А.Я., Алексеев Н.А. Вопросы динамики грунтов. — М.: Из-во МГУ, 1964. — 239 с.
Joomla SEO powered by JoomSEF
  • Сваебойный копер СП-49

    Сваебойный копер СП-49 на базе болотоходного трактора Т10Б ( Т10МБ ) предназначен для погружения строительных свай, труб, шпунтов при обустройстве фундаментов в строительстве.

Баннер
Баннер